Автоветераны Великой Отечественной войны

9 мая 2017

В этом году мы празднуем 72 годовщину со дня Великой Победы. Эта победа была заслужена, выстрадана, и в ней участвовал каждый советский человек. Кто-то работал в тылу, кто-то в госпиталях, кто-то сражался на передовой. В этом материале мы предлагаем вспомнить о технической составляющей нашей Победы, о машинах, без которых одержать ее было бы сложней, а, может быть, даже и невозможно.

Все помнят и знают о легендарных танках, как Т-34, или пусковой боевой установке "Катюша", но нужно вспомнить и скромных участников военных действий: грузовики, легковые автомобили и тягачи, которые значительно облегчали жизнь солдат и тружеников тыла, служа людям верой и правдой.

Начнем с легендарной "Катюши". Немногие помнят или даже вообще знают, что название это собирательное, обозначающее боевые машины реактивной артиллерии БМ-8, БМ-13 и БМ-31. А ведь основой для этих реактивных установок были шасси ЗИС-6. ЗИС-6 – шестиколесный грузовик повышенной проходимости отечественного производства грузоподъемностью 4 тонны с формулой 6Х4. Его создали на базе ЗИС-5 (4Х2). Прототипом же самого ЗИСа был грузовик АМО-3-НАТИ. С 1933 по 1941 год автомобильный завод им. Сталина выпустил 21239 машин ЗИС-6.

Серийное производство "Катюш" осуществлялось заводом "Компрессор" в Москве. В качестве шасси для "Катюш" также использовали грузовики Chevrolet производства США и танки Т-70. Мотор и трансмиссия Т-70 были слабоватыми, а потому эта модификация широко не использовалась. Сначала у пусковой установки М-30 вообще не было шасси, ее перевозили на грузовиках и выгружали непосредственно перед обстрелом, что, естественно, было весьма неудобным и трудоемким процессом. Впервые «Катюшу», в том виде, в котором все ее знают, испытали в бою 14 июля 1941 года. Это была экспериментальная батарея. Эксперимент удался, и 8 августа 1941 года были сформированы первые восемь полков по 36 машин.

Вспомним главную героиню фронтовых дорог – знаменитую "полуторку" ГАЗ-АА, прототипом которой был грузовик Ford А. Этот полуторатонный грузовик изначально выбрали в качестве базовой модели при создании советского автопрома в 20-х годах ХХ века. Первые машины ГАЗ-АА создавались по чертежам компании Ford, но советские конструкторы сразу внесли в автомобиль много изменений: усиленный картер сцепления и рулевой механизм, воздушный фильтр и т.д. В 1930 году спроектировали грузовую бортовую платформу по отечественным чертежам. А уже в 1933 году ГАЗ-АА полностью собирался из советских комплектующих. В 1938 году грузовик модернизировали, он обзавелся 50-сильным мотором ГАЗ-ММ, новым рулевым механизмом, усиленной подвеской, карданным валом.

"Полуторку" почти всегда эксплуатировали с большим, почти двукратным, перегрузом. Двигатели ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ были неприхотливыми и ремонтопригодными, они могли работать на самых низкосортных видах топлива таких как лигроин и даже керосин, а для смазки использовались низкокачественные промышленные масла, что в военных условиях было несомненным плюсом.

 

Маркировку ГАЗ-ААА получила военная модификация грузовика. Это был грузовик грузоподъемностью 2 тонны, шестиколесный (трехосный с колесной формулой 6х4), его выпускали с 1934 по 1943 год. Всего в военный период ГАЗ изготовил 102300 автомобилей указанных типов. Последний ГАЗ-ММ вышел с завода 10 октября 1949 года.

ГАЗ и ЗИС – основа военного автопарка Советского Союза в годы Великой Отечественной войны. Однотипность, универсальность, удобство сборки, починки (требовалось минимум инструментов) и использование низкосортного топлива для этих машин обеспечивали хорошее преимущество для Красной Армии.

Также во время войны использовались и легковые "внедорожники" такие как ГАЗ-61, созданный в 1938 году, и, заменивший слишком сложную трёхосную модель ГАЗ-М21 (6х4). Сначала его планировали выпускать с открытым кузовом, но серийно он выпускался в цельном кузове. В итоге ГАЗ-61 стал первым комфортабельным внедорожником с закрытым кузовом в мире.

Позже появился пикап ГАЗ-61-415 с двухместной кабиной, а также лёгкий артиллерийский тягач ГАЗ-61-417 с кабиной без верха и дверей, укомплектованный 57-миллиметровой противотанковой пушкой. Эти автомобили шли на фронт прямо с конвейера. Благодаря своей быстроходности и маневренности, ГАЗ-61-417 стал настоящим "истребителем" танков. Он мог бы заслужить звание "легенда Второй мировой", но этому помешала малая серийность его производства.

Также Красная Армия использовала автомобили, поставляемые США, Канадой, Англией: Willys MB и Bantam 40RC, машины-амфибии Ford GPA, грузовики Chevrolet G7107 и C60L, Ford G8T, Dodge WC-51 и WF-32, "тяжеловесы" Mack и Diamond T980 и, наконец, самые распространенные грузовики REO и Studebaker US 6х6 и 6х4. Всего в армию было поставлено около 52000 машин.

 

Кроме того, военные имели в распоряжении автомобили-амфибии, бронеавтомобили, гусеничную технику, тягачи – это была и иностранная техника, но подавляющее большинство автопарка составляли автомобили именно советских автомобильных заводов Москвы, Челябинска, Ярославля и других городов. А общее количество автомобилей в распоряжении Советской Армии к концу войны, если верить энциклопедии "Великая Отечественная война" составило 664500.

Автосалон "Агроладасервис", официальный дилер по продаже и последующему техническому обслуживанию автомобилей LADA (LADA Priora, LADA Kalina, LADA Largus) сердечно поздравляет с Днем Победы! Мирного Вам неба над головой!

версия для печати

Другие cтатьи о Lada